Психологическая подготовка к школе

Начальная школа – новый и очень серьезный этап в нашей жизни – и для родителей, и для детей. И, наверное, найдется немного родителей, у которых не возникает проблем в этот период. Причем этими проблемами мы начинаем себя «обвешивать» задолго до начала школьной жизни нашего чада. Какую выбрать школу? Какая будет программа? К какому учителю обязательно нужно попасть? С пяти лет посещаем занятия по подготовке к школе. Ведь если наш ребенок в первом классе не сможет читать и считать, как третьеклассник, значит, — все — жизнь не удалась. А еще все знакомые мамочки твердят, что покой и сон уходят из жизни женщины, когда ребенок начинает ходить в школу. Поэтому заранее хочется облегчить себе жизнь и напичкать ребенка всевозможными знаниями – вдруг пригодится!

И вот, когда рубикон под названием «1 сентября» пройден, родители вздохнули с облегчением, снарядив ребенка в новую жизнь. Но одна за другой начинают появляться проблемы: со сверстниками, с учителем, с поведением, с учебой.

Я всегда была уверена, что уж с учебой-то у моей дочери проблем не возникнет. Веселая озорная хохотушка, которая никогда не сидит на месте, которая заряжает своей энергией всех окружающих, причем везде – на улице, в поликлинике, в магазине. С каждым годом она все сильнее поражает меня своей любознательностью и сообразительностью. Едва научившись говорить, она завалила меня вопросами: «почему?», «зачем?», «для чего?». Причем сфера интересов блуждает между квантовой физикой и философией Древнего мира. И все это помножено на цепкую память и упорство.

Какой же я испытала шок, когда после месяца учебной жизни моя дочь, услышав песню «Школьные годы чудесные», удивилась: «Они понимают, о чем поют? Что там чудесного?» А еще через месяц заявила, что учиться она не будет, не интересно, поэтому ходить в школу нет смысла. Сказать, что я была растеряна – ничего не сказать… Я даже не могла предвидеть такую ситуацию! Как? Мой ребенок, который впитывает информацию, как губка воду, не хочет даже слышать об учебе??? А ведь столько было бесед о пользе образования, о новых знаниях… Как так случилось, что за такой короткий промежуток времени, она разочаровалась и испугалась школы? Она вполне логично говорит, что сейчас все есть в интернете, и ни к чему столько времени тратить на школу. Спрашиваю: «А как ты запрос в интернете сделаешь? Там же буквы знать нужно». Согласилась. Алфавит выучила. А безразличие к учебе все растет и растет.

На первое родительское собрание я пошла морально готовой к тому, что никто мне руку жать не будет в благодарность за прекрасную ученицу. Недооценила… Ситуация оказалась еще хуже.  Два дня приходила в себя. Оказалось, что мой ребенок ходит в школу, как в детский сад – поиграть, покричать, побегать. Вместо тетрадей на парте выставляются игрушки. На уроках хихикает, вертится и отвлекает всех детей в зоне доступа. Категорически не желает участвовать в общественной жизни класса. При замечаниях и критике «уходит в себя». Я и сама «ушла в себя», поскольку абсолютно не знала, что мне делать. Что я сделала неправильно? Когда упустила ситуацию? Где недоглядела?

Несколько раз пообщавшись с учительницей, психологом и даже неврологом, записала в столбик все возможные причины такого поведения и отношения к учебе и школе. В первую очередь – низкая учебная мотивация, которая ведет к непониманию цели обучения. Далее – бесконтрольность, поскольку оба родителя днем работают, и ребенок до шести вечера предоставлен сам себе. Однозначно – зависимость от телевизора и интернета. И, конечно же, – нехватка родительского внимания. Что ж, все это справедливо и закономерно. Когда семилетний ребенок внезапно получает огромную порцию свободы и одиночества – что-то будет. Однако, устранить все причины одномоментно мы не в состоянии. Для этого просто нет возможностей. В надежде поднять низкую учебную мотивацию всем семейством посетили выставки достижений нашей науки, посмотрели множество детских фильмов, прославляющих учебу, школу и дружбу. Вместо сказок на ночь – экскурс в наше историческое прошлое, где для большинства людей образование было невозможным. И постоянные разговоры, убеждения, доводы… Иногда выходила из себя и орала. Обе рыдали и потом по часу сидели в обнимку. И я думала: «Ну её, эту учебу. Столько нервов! И я, и дочь превращаемся в издерганных истеричек!» В самых безнадежных ситуациях, когда в меня и в стенку летели тетрадки и учебники, без сантиментов говорила: «В детский дом захотела? Собирайся! Я с тобой не справляюсь! А у нас в стране такие порядки — если родители не справляются, не могут уговорить ребенка учиться,  придут из соцслужбы и заберут под белы ручки. А в детдоме тоже школа. Выбирай!» В моменты умиротворения спрашивала: «Ну хоть что-то в школе тебе нравится? Ты там полдня проводишь. Не всегда же там плохо? Хоть что-то должно быть интересным?»  «С ребятами, — говорит, — играть нравится, жаль, что бегать не разрешают. А из уроков люблю только изо и технологию. Еще музыку, там порисовать можно». На музыке – порисовать!!! Поразительно! «А почему русский и чтение не нравятся?» «А там думать надо. Мне жалко на это свои мозги тратить». Что тут скажешь? Кстати, рисунки и поделки у нее всегда замечательные и аккуратные.

Пытаюсь подобрать слова, чтобы объяснить ей, как устроен наш мир, какие существуют правила в государстве. Что школы были всегда, и люди учились всегда. Рассказываю, как ей повезло родиться в такое «продвинутое» время, когда наука и техника делают нашу жизнь легкой и интересной. И без знаний тут просто не обойтись! А иногда прямолинейно напоминаю, что есть порядок – дети  учатся, а взрослые  работают, и этому нужно подчиняться.

Выполнение домашнего задания – еще более тяжелый этап. Если в детстве я боялась идти домой, получив плохую оценку, то теперь не хочу уходить с работы, потому что дома меня ждут уроки! Установка дочери «делаю только с мамой» доводит меня до обморочного состояния. Но в нашем случае это единственный способ быстро и почти безошибочно выполнить задание. Но и это только для «галочки», потому что дочь зачастую не думает о том, ЧТО пишет, ЧТО читает. Справедливости ради, хочу заметить, что не всегда дело в отсутствии серьезности и самостоятельности. Поражает, каким мудреным слогом написаны задания. Такое ощущение, что авторы школьных программ составляют тексты заданий в надежде запутать и взрослых, и детей. Три раза прочитаешь сам, пока поймешь, и только потом объяснишь ребенку, что от него требуется. И какой смысл упрекать ребенка за «минус», если зачастую сами задания лишены здравого смысла? Казалось бы, все просто: 6+7=? Мой ребенок сразу пишет 13. И получает «минус». Нужно было решить УДОБНЫМ способом, раскатав решение на пол-листа. И я за такое буду ругать? Выполняя задания глупым и не всегда адекватным способом, как требует программа, скорее отупеешь, чем научишься. Ведь задача образования – развивать мышление, заставлять думать, а не лепить сознание по уготованному шаблону. Поэтому, если я и буду ругать и наказывать, то только за лень, враньё и нерадивость.

Все дети разные. Кто-то спокойно примет тот факт, что жизнь немного поменялась, что кроме развлечений появились обязанности. Кто-то даже с радостью будет заниматься в школе, и дома, вместо игрушек, брать  в руки книгу. А кто-то, как моя дочь, воспримет учебу, как наказание. Как-то учительница сказала, что  у меня самой неправильный подход к обучению ребенка. Что я должна интересоваться не тем, что дочка кушала и с кем играла, а что нового узнала. Как педагог, она права. Но я-то, в первую очередь, — мама. Для меня важнее душевный комфорт ребенка. Чтобы она без протеста шла в школу и со спокойным сердцем возвращалась домой, где её любят и ждут. Конечно, мне будет приятно стать мамой отличницы, и всегда будут огорчать её неудачи в школе. Но она должна сама захотеть учиться. С помощью кнута и палки любовь к учебе не привьется. Поэтому, если дочка хочет делать уроки с мамой, я буду сидеть рядом. Скрепя сердце, наблюдать издевательства над устным и письменным русским, и убеждать, что у неё все получится. Ведь что я на самом деле хочу для своей дочери? Чтобы она стала добрым человеком, красивой женщиной, хорошей дочерью. И когда она сомневается, что сможет читать 80 слов в минуту, я отвечаю, что она уже научилась ходить, говорить, читать наизусть стихи,  ездить на велосипеде… Это было сложнее. Так что читать, писать  и считать при её способностях – просто пустяк. Нужно лишь время, усердие и желание. Так что, дорогие родители, нужно видеть в своем ребенке, в первую очередь, – ребенка, а не только ученика. И наша задача его поддерживать, направлять, уговаривать, чтобы он САМ понял, для чего ему нужно учиться. Дать ему веру в себя, в свои силы. Не превращать нашу жизнь в погоню за хорошими оценками. Ведь мы хотим выпустить в общество сильную мотивированную личность, а не гаджет, напичканный знаниями.

Автор: Анна Лебединская.